Дэн Калашник (NetSlov): Каждый из нас по-своему неуживчив

636564

Электронная группа NetSlov 26 апреля презентовала свое новый альбом Все Свободны. Диск получился очень многослойным и семантически насыщенным. Стало меньше этники и больше текстов. Накануне выхода пластинки корреспондент КМ РУ встретился с идеологом проекта Дэном Калашником.

Электронная группа NetSlov 26 апреля презентовала свое новый альбом Все Свободны. Диск получился очень многослойным и семантически насыщенным. Стало меньше этники и больше текстов. Накануне выхода пластинки корреспондент КМ РУ встретился с идеологом проекта Дэном Калашником.

Все люди амбициозны

КМ РУ: В группе NetSlov произошла смена состава. С чем она связана, что на что поменяли и как ощущения от новый людей?

- Это была многоэтапная схема. В общем-то, во многих группах происходит подобное. В одних случаях такие перемены происходят из-за личностных разногласий, в других из-за профессиональных соображений. Иногда эти факторы совпадают. В нашем случае личный фактор оказался важнее. За последнее время музыканты у нас менялись довольно часто. Нашей задачей было не растерять то хорошее, что уже было накоплено, и сохранить, по возможности, со всеми мир и дружбу.

КМ РУ: Тебе это удается?

- В каких-то случаях лучше, в каких-то хуже. В частности, с Дмитрием Тиковым, который покинул группу достаточно давно, я наладил в последнее время нормальный человеческий контакт.

КМ РУ: Разногласия обычно бывают связаны с личными амбициями музыкантов?

- Я думаю, что каждый из нас по-своему неуживчив. Поэтому, я не исключение в этом плане, не буду себя идеализировать. Люди тщательно маскируют от самих себя то, насколько они амбициозны. Так что подлинные мотивы конфликтов зачастую одни, а человек при этом искренне верит, что они другие. Я с этим много раз сталкивался.

КМ РУ: Группа NetSlov это все-таки твой сольный проект или же коллективное творчество в его рамках вероятно?

- Ты знаешь, почему-то об этом все спрашивают, и я не понимаю, почему это так важно.

КМ РУ: Потому что в разных группах установлены разные модели. Скажем, Аквариум — это сольный проект БГ, а в Агате Кристи все построено на сфазированности творческих устремлений братьев Самойловых.

- Когда-то давно у нас был диалог двух людей. Но это не очень получается по жизни. Сейчас я могу сказать, что последнее, решающее слово все равно остается за мной. В таком режиме мы и существуем.

Предпочитаем писаться дома

КМ РУ: Расскажи о новобранцах?

- В основном все люди, которые играют в NetSlov это люди, родившиеся не в Москве. Так или иначе, это представители самых разных городов. Часто почему-то это поволжские города. Все эти люди являются следствием какого-то очень давно произошедшего пассионарного взрыва в этих местах. Естественно, в своих локальных тусовках все они были не последними людьми в музыкальном отношении. По-своему это харизматичные персонажи. С ними есть, о чем поговорить. Вот недавно у нас появилась клавишница Инна Стасевич, она из Тольятти. Она оказалась довольно интересным человеком. Естественно, она бралась в коллектив по музыкальным причинам, но потом выяснилось, что у нее есть и что-то за душой. Она провела в протестантской церкви довольно большое количество времени. Ну, в 90-е годы все что-то искали, пытаясь оправдать свое существование какими-то нездешними причинами. Так что Инна не исключение. Меня это порадовало, ибо обнаружились какие-то ассоциативные ряды, которые помогают просто взаимодействовать.

КМ РУ: Новый альбом Все свободны записан уже в сотрудничестве с этими людьми?

- Нет, пока нет. В записи активное участие принял лишь барабанщик Илья Ермаков. Естественно, если есть желание записывать живые барабаны, без ударника не обойдешься. Он весьма полезен в этом отношении. Львиная доля работы над альбомом велась в домашней студии. Студийной работы, как таковой, не было. Предпочитаем писаться дома. Там никто не привязывает ко времени, и можно позволить себе поэкспериментировать.

КМ РУ: Качество записи при этом не страдает?

- Качество записи при этом не страдает. Был проведен ряд экспериментов, доказавший, что эффективнее потратить лишнюю неделю внутри дома, чем в сжатые сроки добиваться того же качества в студии.

КМ РУ: Почему в новом альбоме особый вес приобрела текстовая составляющая?

- Просто я решил попробовать. До этого у меня было так, что раз в год писалась одна песня, а все остальное просто рождалось как музыка. А здесь, видимо, просто год оказался насыщенным событиями. К тому же была предпринята попытка поговорить о том, о чем раньше мы молчали. То есть попытаться средствами другого жанра выразить те же вибрации.

КМ РУ: В песне 33 1/3 отразился кризис среднего возраста или же общая ситуация в стране?

- Ты знаешь, когда человеку совсем плохо, ему в какой-то момент становится хорошо. А когда человеку совсем хорошо, становится грустно. Сильные переживания сходятся. Для меня эта песня и выражает подобного рода эмоциональный накал. Наверное, все-таки эта песня выражает такое состояние, когда душераздирающе хорошо. Те текстовые произведения, которые встречались в предыдущих альбомах NetSlov, выражали аналогичную эмоцию.

КМ РУ: Среди прочих песен с текстами сильно зацепила песня Budda TV со вступлением почти в духе Prodigy.

- Изначально это была другая песня, с другим текстом. Но что-то не получилось, и я ходил по улицам, продумывая другие варианты. В одну из таких прогулок я случайно увидел граффити Budda TV на каком-то гараже и подумал, что мне нравится эта мысль и что она практически готова для того, чтобы ее использовать и развить. На Prodigy, мне кажется, она совсем никак не похожа.

КМ РУ: Вступление мне что-то отдаленно навеяло

- Там во вступлении используются сэмплы индейцев, такие шаманские камлания, которые с Prodigy, по-моему, мало коррелируют. Но это дело субъективного вкуса. Если у тебя такой ассоциативный ряд, то ради Бога. Даже интересно (смеется).

КМ РУ: В альбоме ведь используются не только твои тексты?

- В трех песнях фрагментарно использованы стихи Богдана Боброва из сборника, который у меня очутился непонятно каким образом. Знаешь, такое бывает, когда книги пылятся у тебя на полке и сам не знаешь, откуда что взялось. Я потом пытался навести справки, кто же такой Богдан Бобров, и единственным человеком, которого я нашел в Интернете, был барабанщик Детей Пикассо. В гостевой мне пока не ответили, он это, или его тезка. Но я подозреваю, что это он. Ибо он занимается стихотворным творчеством в пределах группы Дети Пикассо. Еще одно смешное пересечение с Детьми Пикассо: у нас на альбоме записывался кларнетист Карен Арутюнян, который является полным тезкой гитариста Детей

В последнее время я редко участвую на стороне

КМ РУ: Чем, проекты, в которых ты играешь помимо NetSlov, отличаются от генеральной линии группы?

- Помимо NetSlov происходит еще киномузыка. Что касается проектов, то в последнее время я редко участвую на стороне. В 2002-2003 году, была такая ситуация, когда на NetSlov приходился не основной мой капитал, а некая сдача. Сейчас помимо моей группы остались Карибасы. Все остальное довольно поверхностные пересечения. Например, участвовал в записи нескольких песен группы Ундервуд, делал еще электронную подпитку для песни Норвегия группы Братья Гримм. Вчера я был на их первом концерте, который происходил в Зеленом Театре Стаса Намина.

КМ РУ: Как ощущение?

- Ну, я послушал живьем то, что я сделал. А так как в этой песне, помимо меня в записи этой песни участвовал еще и симфонический оркестр, то им частично пришлось исполнять ее под фонограмму. Эта песня интересно смотрится на контрасте со всем остальным материалом, который звучит под гитары, барабаны и бас. На этом фоне Норвегия выглядит крайне выгодно. К тому же она дает слушателю возможность отдохнуть от гитарного звучания группы.

КМ РУ: Тебе близок материал этой группы?

- Во всех явлениях, если они вдруг оказываются на виду, можно найти какие-то плюсы. И не обязательно искать эти плюсы через эмоцию. Просто ты начинаешь анализировать чье-то творчество и понимаешь: у этих ребят хорошо то-то, а вот из-за этих недостатков мне это не близко.

КМ РУ: А Ундервуду вы что делали?

- У Ундервудов новый альбом должен был выйти 12 мая (сейчас релиз перенесен на первые числа июня). С ними у меня установился довольно близкий контакт, так как участники группы оказались для меня интересными собеседниками. Группа достаточно интеллектуальная и мне это нравится. Сейчас я сдал им три песни, над которыми работал. Вроде как, ребята остались довольны. Одна песня страшным образом называется Бабло всегда побеждает зло, у другой рабочее название Былиночка. Над остальной частью работал электронщик по имени Джума. Мы с ним работаем в разных направлениях, поэтому альбом получится несколько разношерстным. Хотя за счет общего сведения его, наверное, удастся как-то скомпоновать.

Я счастлив, что работал с режиссером Бумера

КМ РУ: Расскажи о твоих последних музыкальных работах в кино.

- Недавно появился фильм режиссера-дебютанта Сергея Попова Охотники за иконами, который шел по РТР в начале марта. Также сочинил музыку для одной студенческой короткометражки. Как ни странно, многие могут себя хорошо зарекомендовать, даже работая в таком жанре. Раньше я работал над короткометражкой режиссера Бумера Петра Буслова, и даже не мог подумать, что этот человек через 2-3 года станет нашим всем. На тот момент это был просто скромный студент ВГИКа, снимал свою курсовую короткометражку. Что называется, казалось бы, ничего не предвещало (смеется). Так что я рад, что с этим человеком и мне довелось поработать.

КМ РУ: Работая над музыкой к фильму, ты сначала отсматриваешь фрагменты, или опираешься чисто на сценарий?

- В последнее время это происходит и через отсмотр, и через чтение. Чем больше композитор входит в тему, тем у него больше шансов достичь соответствий.

КМ РУ: Саундтрек должен усиливать эмоцию от просмотра фильма или служить ненавязчивым фоном?

- Все зависит от конкретного проекта и даже от конкретного эпизода. Где-то нужно, чтобы музыка ни в коем случае не была заметной. Чтобы человек после просмотра задавался удивленным вопросом: Ах, там еще и музыка была?! Программа минимум: делать все так, чтобы музыка ни в коем случае не перетягивала внимание на себя. С другой стороны, если удается не перетянуть внимание, но и при этом заронить зрителю в душу какую-то дополнительную информацию, то это вдвойне хорошо.

КМ РУ: Например, саундтрек к замечательному фильму Романа Качанова Даунхаус, наоборот, перетягивает внимание на себя. Что его отнюдь не портит.

- Тут как раз я специально для фильма ничего не писал: композиция Sozero из альбома Outernational попала туда достаточно случайным образом, помимо моего участия. Когда я посмотрел, где и как это звучит в фильме, не могу сказать, что так уж сильно порадовался. Хотя саундтрек к Даунхаусу — это такой коллаж, который плохо работает не только с фильмом, но и даже и с самим собой. Но, видимо, в рамках того стиля, в котором снят Даунхаус — это позволительно. Цель оправдывает средства.

КМ РУ: Часто ли возникают конфликты между тобой и режиссером фильма?

- В идеале, конечно, было бы хорошо, чтобы режиссер мог внятно объяснить композитору, какого рода музыка ему нужна в определенном эпизоде. Но, как правило, режиссеры не могут объяснить того, что они интуитивно чувствуют. Все-таки они визуально сфокусированные люди. По моим наблюдениям, они в принципе не представляют себе, какая музыка у них должна быть в фильме. А те, которые представляют, не очень умеют это объяснить. Зачастую из-за этого происходят курьезные случаи.

КМ РУ: В твоем творчестве присутствует религиозный подтекст?

- Конечно, есть какая-то ориентация на основополагающие вещи. Всегда интересны истории, которые связаны с какими-то абстрактными исканиями. Но сказать, что мне, например, наиболее близка православная эстетика, я тоже не могу. Но в любом случае это лучше, чем сериал про банковских служащих и бухгалтерские разводы.

КМ РУ: Чуть не забыл спросить про дизайн нового альбома!! Мне кажется, что мрачно-индустриальная картинка на обложке входит в некоторый диссонанс с легкой и светлой музыкой.

- Это не столько индустриализм, сколько эстетика эдакой жизни после всего. Там нет ни труб, ни заводов просто люди в шинелях везут телегу по каким-то рельсам. Это абстрактная аллегория, которая может быть понята абсолютно любым образом. А что до диссонанса над песнями, то я думал над этим Но в целом равнойдействующая всех функциональных составляющих мне нравится. Нравится, что обложка дисгармонирует с песнями, нравится, что название получилось многомерным.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Сделайте игрушки для котов своими руками!

Оставить комментарий